Back to top

Эксперимент от Кристофера Нолана

Недавно были объявлены номинанты на юбилейную, 90-ю церемонию награждения премии «Оскар». Одной из лент, попавших в этот список, стала военная драма известного кинорежиссёра Кристофера Нолана под названием «Дюнкерк». По количеству номинаций, эта картина на 2-м месте – у нее 8 номинаций, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссерскую работу.

О чем фильм?

«Дюнкерк» представляет зрителю событие, произошедшее в самые первые дни Второй мировой войны. Речь идет об эвакуации около 340 000 британских, французских и бельгийских солдат из блокированного немцами  французского города Дюнкерк. Тогда, в 1940 году, солдаты антигитлеровской коалиции оказались прижаты к морю около Дюнкерка. Битва за этот город была проиграна, и защитникам его ничего не оставалось как эвакуироваться оттуда на Британские острова. Для выполнения этой операции, получившей название «Динамо», были использованы маленькие гражданские суда.  Сюжет этой картины отражен в ее слогане «Когда 400 000 человек не могли вернуться на Родину, Родина вернулась за ними».

«Дюнкерк» является дебютным военным фильмом Кристофера Нолана. Режиссер обрел широкую известность благодаря таким фильмам, как «Престиж», «Темный рыцарь», «Начало» и «Интерстеллар». Многие  поклонники Нолана считают его  гением современного кинематографа. Своими работами он доказал, что можно снимать фильмы – блокбастеры, предназначенные для массового зрителя и собирающие огромную кассу, при этом, насыщая их философским содержанием. Тому примером служит уже ставший легендарным «Темный рыцарь», который явился, с одной стороны, супергеройским фильмом, но в то же время был наделен теми философскими смыслами, которые невозможно игнорировать. Этот фильм- «эксперимент» (именно в отношении жанра) располагается на 4-м месте в списке лучших фильмов по версии сайта IMDB и, скорее всего, далеко не за спецэффекты. Одной из отличительных особенностей Нолана также является то, что он предпочитает работать с теми людьми, с кем уже имел опыт работы над фильмами. В частности, оператором вновь выступил Хойте Ван Хойтема («Спектр», «Шпион, выйди вон!», «Боец»), а композитором – уже всем известный Ханс Циммер («Человек дождя», «Король Лев», «Гладиатор»). Это касается и актерского состава. Как в трилогии «Темный рыцарь» и в «Начале», мы вновь встречаемся с Киллианом Мерфи и Томом Харди. Майкл Кейн, видимо, являющийся любимым актером Нолана (принимал участие в семи проектах режиссера), лично в фильме не появляется, однако в конце его, если смотреть оригинал, можно услышать его голос. Но в основном, в картине снялись малоизвестные актеры. Видимо, в силу того, что многие персонажи – это парни в возрасте от 17-ти до 20-ти лет.

Заметим, картина является экспериментальной, причем, как для самого режиссера, так и для жанра военного кино. Во-первых, в «Дюнкерке» нет главного героя, вокруг которого фокусируются события. Главных героев в фильме несколько, и они все «равнозначны» между собой. Они здесь представлены как составляющие одного большого события. Зритель не знает их биографию, порой не знает даже имени. Герои фильма – это просто люди, оказавшиеся в Дюнкерке в военное время и ничего более. В данной картине минимум диалогов, в чем прослеживается влияние культовой «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика. Влияние этого «киноавторитета» можно заметить и в «Интерстелларе», там его даже больше. В отличие от большинства предыдущих фильмов режиссера, которые по продолжительности  от двух с половиной до трех часов, этот идет 1 час 46 минут.

В написании сценария впервые за последнее время не принимал участия брат режиссера – Джонатан. Центральная тема «Дюнкерка» – страх. Мы не видим вражеских солдат, мы не видим, откуда они стреляют. Все, что нам, зрителям, Нолан пытается передать – это страх. Без  картин  насилия, без крови он заставляет  ощущать то, что опасность неминуема и она где-то рядом. Мы слышим звуки летящего самолета и видим пытающихся укрыться солдат, а звук усиливается, слышится все более и более отчетливо.  Саундтрек фильма включает в себя тиканье часов, наводящее саспенс. Именно саспенс съемочная группа пытается передать зрителю через этот фильм. Особо выделим, конечно же, работу оператора и композитора (оба также номинируются на «Оскар»).

 Содержание фильма также не похоже на предыдущие работы Нолана. Это кино не дает ответов на какие-либо вопросы, не «программирует» нас на какое-то определенное отношение к героям, оно «принуждает» человека думать: оценивать действия персонажей, решать, какие вопросы и проблемы подняты в фильме и самому отвечать на эти вопросы, искать пути решения проблем. Именно это и отличает данную киноленту от «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы или от «Взвода» Оливера Стоуна, признанных шедеврами жанра военного кино.

Следует сказать, что «Дюнкерк» – это фильм не для всех. Фильм вряд ли понравится тем, кому важны исторические соответствия, тем, кто хочет увидеть подробный ход операции «Динамо». Напомним, это художественное кино, а не документальное. Так что, в «Дюнкерке» много исторических неточностей. К примеру, нам не показывают бельгийских солдат – только англичан и французов. Историю по этому фильму изучать не следует. Эта картина также не понравится тем, кто ждет чего-то наподобие «Начала» или «Интерстеллара». «Дюнкерк» понравится тем, кто терпимо относится к экспериментам своих любимых мастеров, понравится тем, кто во время просмотра не расслабляется, а наоборот, напрягается, думает… Этот фильм понравится тем, кто хочет увидеть в классическом жанре новое и необычное…

Поставь лайк

up
Проголосовал 41 пользователь.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image