Back to top

Формирование культуры здорового питания

В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, в частности подросткового возраста. По данным Московского научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинской экологии, на сегодняшний день абсолютно здоровых учащихся лишь 15%, примерно 50% имеют различного рода отклонения, а 35% – хронические заболевания. В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из актуальных.

Здоровье – важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. В настоящее время существует множество трактовок этого понятия. Так по определению Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В «Словаре медицинских терминов» под редакцией Криничанского А.В., Богдановой Л.А. дано следующее определение: «Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции». В малой медицинской энциклопедии понятие «здоровье» трактуется как «состояние нормального, гармоничного функционирования всех неповрежденных органов и систем не только в обычных условиях, но и во время физических и психических нагрузок».

В научной литературе представлены основные составляющие здоровья:

– соматическое здоровье – текущее состояние организма и систем органов, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития человека;

– физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем;

– психическое здоровье – состояние психической сферы человека, основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватную регуляцию поведения;

– нравственное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Стоит отметить, что одним из факторов обеспечения здоровья является рациональное питание. Институтом питания Академии медицинских наук установлено, что полноценный и сбалансированный рацион повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, оказывает большое влияние на умственные способности, способствует повышению физической выносливости и трудоспособности. Всякое нарушение питания как количественное, так и ещё в большей мере качественное отрицательно влияет на здоровье, в частности, школьника. В связи с этим становится необходимым формировать у школьников систему знаний о правильном и рациональном питании, под которым понимается «физиологически полноценное питание людей с учётом их пола, характера труда, климатических условий, способствующее сохранению здоровья».

Здоровье станет для подростка ценностью в том случае, если у него будет сформирован интерес к данной проблеме посредством увлекательной для него деятельности, результат и оценка которой станут значимыми. С помощью научного руководителя попытались разработать конкретные мероприятия урочной и внеурочной деятельности для учащихся 5-9-х классов, способствующие повышению культуры питания.

Прежде всего, определили основные направления деятельности:

– участие в организации питания учащихся;

– реализация в урочной и внеурочной деятельности спланированных мероприятий;

– просветительская работа с родителями;

– организация мониторинга, направленного на выявление у школьников уровня сформированности культуры правильного питания.

Сочетание данных направлений деятельности поможет создать в лицее такую среду, в которой возможно формирование у учащихся культуры здорового питания и, как следствие, здорового образа жизни.

Все разработанные мероприятия распределили по направлениям.

1. Участие в организации питания учащихся

– контроль за количеством школьников, охваченных горячим питанием;

– разработка с помощью медицинского работника лицея вариативного меню, составленного с учётом статистических данных по заболеваемости;

– введение в рацион витаминизированных третьих блюд (под контролем медицинского работника);

– организация и проведений акции «Фруктовая переменка» для учащихся 5-6-х классов.

2. Реализация в урочной и внеурочной деятельности мероприятий по повышению культуры питания учащихся

– оформление учащимися 5-6-х классов на уроках ИЗО листовок «Продукты разные нужны, блюда разные важны», размещение их на стенде в холле лицея;

– организация в рамках уроков литературы в 5-6-х классах конкурса инсценировок по стихотворению Семенова Н. «Спор овощей»;

– проведение на уроках ОБЖ информационных пятиминуток «Здоровое питание – здоровое будущее» для учащихся 8-9-х классов;

– проведение конференции по теме «Исследование пищевых добавок» для учащихся 8-9-х классов;

– проведение классными руководителями классных часов для учащихся 5-9-х классов о роли здорового питания в жизни человека;

– оформление в рамках кружка «Цветовая палитра» (изостудия) дидактических игр для учащихся начальной школы, например, «Витаминное лото», «Угадай – полезно или вредно»;

– проведение для учащихся 5-8-х классов дистанционной викторины «Кто правильно питается, тот здоров и улыбается»;

– проведение конкурса среди учащихся 5-6-х классов на самый лучший коллаж, изготовленный из этикеток продуктов правильного и неправильного питания, оформление выставки работ в холле лицея.

3. Просветительская работа с родителями обучающихся

– ознакомление родителей в рамках собраний со статистикой заболеваемости детей и подростков, обусловленной неправильным питанием;

– проведение лекториев для родителей (один раз в два месяца) по предполагаемым темам «Факторы, определяющие выбор пищи подростками», «Режим питания детей и подростков», «Способы формирования культуры здорового питания в семье»;

– выявление и презентация положительного семейного опыта по формированию культуры питания, выступление родителей на общешкольных собраниях.

4. Организация мониторинга, направленного на выявление у школьников уровня сформированности культуры правильного питания

– проведение диагностики «Культура питания школьников» (автор – Дергунская В.А.);

– составление медицинским работником статистического отчёта по заболеваемости лицеистов (раз в полугодие), позволяющего выявлять заболевания, связанные с неправильным питанием;

– составление при участии медицинского работника, учителя биологии анкеты для школьников и их родителей, направленной на выявление уровня сформированности у них представлений о правильном питании, проведение анкетирование два раза в год;

– организация выставки-дегустации блюд и выпечки, приготовленных в столовой с занесением отзывов.

В периодическом издании лицея – газете можно разработать рубрику «Азбука здоровья», которая будет содержать не только какие-то советы, рекомендации, но и творческие работы обучающихся, отражающие аспекты правильного питания, например, слоганы, короткие стихотворения. В библиотеке образовательного учреждения целесообразно будет создать раздел, включающий пособия по проблемам здорового питания, на сайте лицея разместить материалы по формированию культуры правильного питания у подростков.

Такая деятельность будет способствовать развитию не только у школьников, но и у родителей навыков рационального питания как составной части здорового образа жизни и, как следствие, повышению культуры питания.

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 14 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image