Back to top

Мудрые истины бытия

Американский писатель Уильям Сидни Портер известен во всем мире под псевдонимом О. Генри. Он рано остался сиротой. Подрабатывал в аптеке своего дяди, испытал много бед, даже был осужден за растрату денег и сидел в тюрьме Колумбус в штате Огайо. За свою жизнь он видел много людей, сталкивался с разными судьбами.

Когда он стал писателем, то его героями стали именно «родственные души» – маленькие люди, вынужденные каждый день бороться за существование.

На 48-м году жизни в нью-йоркской больнице он уходит из жизни, не справившись с болезнью и нищетой. О. Генри писал о великой силе добра, учил людей творить добро. И не был голословным, на своем личном примере он доказывал главные идеи своих произведений. Несмотря на внушительные гонорары за свои произведения, он так и не сколотил состояния, оттого что все свои деньги он раздавал бедным и нуждающимся, он жертвовал собой во благо других.

Так и его герой одной из лучших драматических новелл О. Генри «Последний лист» пожертвовал своей жизнью во имя жизни молодой девушки. Произведение небольшое, читается просто на одном дыхании, но имеет глубокий смысл и наводит на серьёзные размышления.

Это история о том, как пожилой художник Берман спас жизнь тяжело больной девушки по имени Джонси ценой собственной жизни. Узнав, что девушка потеряла надежду на выздоровление и решила, что умрёт, когда опадёт последний лист с плюща под её окном, он совершил просто героический поступок. В ненастную и дождливую ночь старик Берман нарисовал жёлто-зелёный лист на кирпичной стене. Этот листок и стал его единственным шедевром, к которому он шёл всю жизнь. Художник простудился, слёг и умер, но вернул желание жить девушке.

«Последний лист» – это удивительный гимн человеческой доброте, дружбе и самопожертвованию. После прочтения, несмотря на смерть художника, светло на душе и очень хочется жить, бороться и помогать другим.

Язык произведения достаточно прост и лаконичен. С помощью неспешного повествования автор показывает конкретную житейскую ситуацию (дружба двух девушек, болезнь одной из них, отношения с соседом-художником), а персонажи не вызывают сомнений в реальности их существования. Автор избегает сентиментальности, без нотаций повествуя о том, как искренняя любовь делает невозможные вещи.

Автор очень скуп на детали при описании жизни героев. Но сразу понимаешь, что они живут в бедности и ведут ежедневную борьбу за выживание. На этом фоне просто ужасающе выглядит образ господина Пневмонии, нарисованный автором. Гиперболизированное олицетворение, очеловечивание этого «старого тупицы с красными кулачищами и одышкой» подчеркивает хрупкую уязвимость перед ним всех бедных жителей этой творческой «колонии». Господин Пневмония не щадит и Джонси, отнимая у неё не только здоровье, но и желание жить и бороться.

Автор создал лирическую миниатюру со сложным психологическим сюжетом, который во многом выстраивается на контрастах – молодость в лице молодых художниц Джонси и Сью и старость художника Бермана, огромное желание спасти подругу у Сью и полная апатия к жизни у Джонси, хищность господина Пневмонии и хрупкость и уязвимость Джонси, выздоровление художницы и угасание Бермана, «бесталанная» вся жизнь и шедевр перед самой смертью. Яркий символ, вынесенный в название произведения – последний лист.

Композиция новеллы способствует сопереживанию и соучастию читателей. Спокойное начало повествования постепенно приобретает тревожную тональность. В дом проникает очень колоритный персонаж – Пневмония. Читатель предчувствует не случайность появления данной фигуры, как предзнаменование несчастья. Основная часть композиции звучит в печальном ключе. Болезнь девушки, отчаяние её подруги, безрадостная жизнь Бермана – таковы скрипучие ступени их старенького дома.

Кульминация проявляется в концовке повествования: последний лист оказывается рисунком, последним рисунком Бермана. Невзрачный листок, который помог выздороветь Джонси, стал главным шедевром старого художника. Таким образом автор раскрывает перед читателем ещё одну грань своего произведения – одухотворяющую, исцеляющую силу шедевра и искусства в жизни человека.

«Последний лист» О. Генри – это шедевр. Его хочется перечитывать вновь и вновь. Несомненно, ещё не одно поколение читателей откроет его для себя, а с ним – мудрые истины бытия.

Андреевская Мария, 6 класс, МБОУ СОШ № 67

В конце 19 века в США жил прекрасный человек с трудной судьбой. Он был талантливым и великим. Его рассказы поражали и трогали до глубины души. Никто не мог понять, как один лист бумаги мог вместить столько смысла. Его звали Уильям Сидней Портер, но в обществе он был больше известен под псевдонимом О. Генри.

И вот в один из облачных серых дней 1907 года в Нью-Йорке на страницах «Горящего светильника» появляется новелла со странным и в то же время необычно-привлекательным названием «Последний лист».

Сюжет этой новеллы краток и ясен, как, впрочем, и в других произведениях этого автора.

О. Генри рассказывает нам историю девушек-художниц – Джонси и Сью: «Они познакомились за табльдотом одного ресторанчика на Восьмой улице и нашли, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают». Они сдружились, жизнь начала налаживаться, и читатель уже начинает растворяться в приятном предчувствии долгого счастья. Но этого не случилось. «Господин Пневмония» забрал здоровье мисс Джонси, вместе со всей её жизнерадостностью и мечтами. Даже ароматный бульон Сью не радовал её. Джонси только смотрела в окно и считала листья плюща в ожидании,  когда последний лист оторвётся и полетит за облака, забрав её душу с собой. Конечно, такие мысли Джонси никто не поддерживал и не понимал: ни мисс Сью, ни «сильно пахнущий можжевеловыми ягодами» старик Берман. Это был художник, который жил в нижнем этаже под их студией. Ему было уже за шестьдесят, и борода, вся в завитках, как у Моисея Микеланджело, спускалась у него с головы сатира на тело гнома. В искусстве Берман был неудачником. Он все собирался написать шедевр, но даже и не начал его… А в остальном это был злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью и смотрел на себя, как на сторожевого пса, специально приставленного для охраны двух молодых художниц». Берман был очень расстроен болезнью мисс Джонси. А то, что она не борется за свою жизнь, и вовсе его злило.

Наступила ночь. Сильные порывы ветра вырывали из свинцовых туч на небе холодные дождевые камни и бросали их в листья плюща. Наутро, открыв глаза, мисс Джонси взглянула в окно и поняла – она должна жить. Последний, одинокий лист плюща всё так и висел на ветке. Надежда на прекрасное и светлое будущее вновь начала жить в сердцах двух девушек. Однако через некоторое время Сью, присев на край кровати подруги и опустив глаза, поведала той страшную правду: «Мне надо кое-что сказать тебе, белая мышка, – начала она. – Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления лёгких. Он болел всего только два дня... Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана – он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист».

После прочтения рассказа  я долго винила мисс Джонси и никак не могла понять: как можно выбрать смерть? Да, смерть – это освобождение от всех тягот жизни. Но это ещё и разлука. Разлука с людьми, которых ты любишь, с воспоминаниями, которые рождают улыбку на твоём лице. Людей, которые любимы и которые избирают смерть, я считаю эгоистами. Они знают, что своим уходом они причинят много боли своей семье, и при этом внутри них ничего не трепещет и не говорит: «Остановись…».

Я была крайне рада, что всё-таки к концу произведения мисс Джонси поняла свою вину и раскаялась в ней. «Я была скверной девчонкой, Сьюди, – сказала Джонси. – Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти». Наконец-то… Вот те слова, которых я так ждала от нее и ради которых О. Генри написал эту историю. Грешно

Эта новелла очень тронула меня и заставила пролить не одну слезу. Несмотря на всю трагичность концовки, на душе очень тепло и спокойно. Будто умелый художник взял свою кисть и в замёрзшем, больном и уставшем сердце нарисовал большое солнце. «Последний лист» даёт повод о многом задуматься. Что действительно важно в жизни? И так ли она грустна и тосклива, как многие думают о ней? Поступок старого художника раскрывает нам глаза. Он показывает, что добро и любовь все еще живут в нашем мире, говорит… нет: «Одумайтесь! Жизнь прекрасна! Цените её! Наслаждайтесь каждым моментом!». И при всей вере в жизнь и надежде в счастливое будущее, что вселяет в нас это произведение, оно просит нас быть человечней и относиться с любовью и добротой к другим людям. «Последний лист» говорит нам о том, что нужно ценить других: их чувства и их жизнь, их мечты и их надежды.

Пастарнакова Дарья, МАОУ гимназия № 12

К каждому из героев моего любимого писателя О’Генри я отношусь с уважением и сочувствием, понимаю их горести, беды и маленькие радости. Ведь он и сам был одним из тех, о ком рассказывал в своих удивительных историях.

Одним из самых трогательных и поучительных рассказов О’Генри я считаю новеллу «Последний лист». Она посвящен тому, как старый  художник спасает жизнь смертельно больной девушке ценой собственной жизни. Делает он это благодаря своему творчеству, и последняя его работа оказывается прощальным подарком ей.

Эти люди могли никогда и не встретиться. В новелле автор рассказывает о художниках, которые оказались вместе совершенно случайно.  Пересеклись они так же, как и улицы в небольшом квартале, где они проживали. «Одна улица там даже пересекает самое себя раза два», –  так и их судьбы, сплелись в одну цельную историю. И кто знает, что могло бы произойти, если бы хоть одного человека не было?

Главными героями произведения являются  Сью и Джонси. «Одна приехала из штата Мэйн, другая из Калифорнии», – и, казалось бы, что могло их объединять? Девушки из таких дальних мест, с разными личными установками и характером…  Акцент автора на том, что у Сью был японский платочек, и имя героини указывают на ее связь с восточной страной.  Какие-то незначительные мелочи: «цикорный салат и модные рукава»  –  вполне совпадают.  Но главным их сходством является общий взгляд на искусство. В результате чего и возникла общая студия. О'Генри в этом рассказе размышляет о том, каково же на самом деле предназначение художника и искусства.

В том же доме в нижнем этаже живёт шестидесятилетний неудачливый художник по имени Берман (еще один главный герой произведения), который из года в год мечтает написать шедевр, но даже не предпринимает попытки приступить к воплощению своей мечты. Сью приходит к старику Берману с просьбой позировать ей для своей картины и рассказывает о болезни подруги и её предубеждении, что вызывает у старого художника лишь насмешку над столь необычной фантазией: «Возможна ли такая глупость – умирать от того, что листья падают с проклятого плюща! Первый раз слышу. Как вы позволяете ей забивать голову такой чепухой? Ах, бедная маленькая мисс Джонси».

Несмотря на то, что Берман считает её предубеждения бредом, он всё равно переживает за девочку; в душе старик не является таким бесчувственным и безразличным, каким считают его остальные. Ведь даже он смотрел на себя, «как на сторожевого пса, специально приставленного для охраны двух молодых художниц».

Джонси определяет для себя, что умрет, когда упадет последний лист с плюща, растущего около ее окна, и убеждает саму себя в этой мысли.

И Берман решает перехитрить и смерть, и природу – ночью он приматывает нитью к ветке нарисованный бумажный лист, чтобы «последний» лист никогда не упал и девушка осталась жива.

Замысел его работает: Джонси, все ожидающая падения последнего листка и своей смерти, начинает верить в возможность выздоровления. Наблюдая за тем, как последний лист все не падает и не падает, она начинает медленно приходить в себя. И, в конце концов, побеждает болезнь.

После выздоровления Сью сообщает ей: «Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления лёгких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками».

А ведь краски не зря были жёлто-зелеными, фонарь горел, лестница… В дождь, в эту холодную и ужасную погоду Берман пошел на улицу. Фонарь –потому что ночь. Лестница – потому что студия девушек на третьем этаже. А желто-зеленые краски – настоящий лист плюща желто-зеленого цвета.

Художник умирает, но на память о нем девушкам остается этот лист, созданный в ту ночь, когда на самом деле упал последний.

Ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь абсурдной и одновременно столь прекрасной идеи – заменить настоящие листы бумажными, нарисовав их столь искусно, что никто и не отличил. Но за это спасение художнику пришлось заплатить собственной жизнью.

О’Генри показывает, что всё в нашей жизни осуществиться, если только мы этого сами захотим и если нам это, действительно, будет нужно. Так и в его новелле: Джонси «хотелось написать красками Неаполитанский залив», но по ее мнению, она не могла этого сделать, т.к. скоро умрет. Берман понимал, что для Джонси эта ненаписанная картина являлась тем шедевром, который не смог создать он. И старик дал ей такую возможность  – возможность выжить и осуществить мечту ее жизни. Если этого не сделал он, значит, должны сделать люди, за которых он в ответе. Таким образом, Берман осуществил и свою мечту. Он написал свой шедевр, к которому не приступал так много лет. Последний лист – вот для чего жил этот старик; этот листок плюща и стал для Бермана его долгожданным произведением.

О’Генри  рассуждает и о воле к жизни. Ведь, как сказал доктор, «у Джонси был шанс выжить, только если она сама поверит в такую возможность». Но девушка готова была опустить руки и умереть, пока не увидела так долго висевший последний лист. О'Генри дает понять читателям, что все в их жизни зависит лишь от них самих, что силой воли и жаждой жизни можно даже победить смерть.

Описывая историю этой больной, потерявшей надежду девушки, автор делает вывод, что люди талантливые приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их. Несмотря на то, что главные герои новеллы, никак не связанные родственными узами, знали друг друга не так давно, все равно являлись одной семьей или, как говорит автор, «колонией». У них не было денег, и они искали «дешевой квартирной платы», перевезли «несколько оловянных кружек и одну-две жаровни». Но у них было нечто большее –искусство. Трое художников «в поисках окон, выходящих на север, кровель XVIII столетия, голландских мансард», когда-то нашли друг друга «в небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквер». И однажды  просто поставили чувства и желания  других выше своих, умерли ради искусства  и отдали какую-то часть себя другому человеку. И в данной истории это была жизнь или «последний лист».

Воевода Аурика, 8 класс, МАОУ гимназия № 12

О. Генри – настоящее имя Уильям Сидни Портер, писатель и последний романтик. Сел в тюрьму на три с половиной года, в тюрьме он и придумал свой творческий псевдоним. Для этого писателя характерен такой стиль, как новелла – это чисто американский стиль. Уильям умел продумывать все детали и играть с цветом. Жил он в Нью-Йорке. Там же женился на прекрасной женщине, которая родила ему маленькую дочь. В произведении «Последний лист» все происходило поздней осенью, в ноябре. Главная героиня новеллы – Джоанна, болела воспалением легких и внушила себе, что с последним упавшим листом, она также, как и лист, погибнет, лишь только он коснется влажной земли. Подруга главной героини Сью, с которой Джоанна познакомилась за табльдотом одного ресторанчика на Вольмой улице, нашла, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают. В результате они сдружились и образовали свою студию.

Джоанна с каждым днем впадала в уныние и отчаяние. Как тонко писатель показал психологию больной девочки. Какие уместные фразы: «Тихий шепот», «Глаза Джонси были широко открыты». Сью старалась развеселить её и отвлечь, но ничего не получалось. Тогда она решила обратиться к старому художнику Берману, жившему по соседству. Он решил, что девочка бредит, и не поверил в это. Сью вернулась в студию. В комнате она увидела лежавшую Джонси. О. Генри продумал мысли Джоанны о том, что полетел еще один лист. Она хочет видеть, как упадет последний лист. И самые страшные слова нашел автор для лирической героини: «Тогда умру и я». Какая сила духа у О. Генри и его Джонси. В комнате перед самым листом висели зеленые шторы – цвет жизни. Автор специально, продумал цвет. Читателю точно захочется поверить, что девочка будет жива. И даже шарф, который в конце прощания, в доме подруги, бесполезный шарф ярко-синего цвета. Ярко-синий цвет – это символ жизни.

Писатель очень хотел, чтобы Джоанна выжила и победила смерть. И О. Генри помогал ей… Сью утверждает: «Грешно желать себе смерти». Героиня услышала пожелание человека и писателя, Джоанна попросила у своей подруги Сью зеркальце. А если уж в зеркальце начинает смотреться девочка, значит, будет жить. Старый художник Берман мечтал написать свой великий шедевр, но даже и не начал его. Он был пьяницей, и к холсту, который стоял в одном углу двадцать пять лет, Берман не притрагивался. Ему было уже за шестьдесят, и, к глубокому сожалению, он также, как и Джонси, заболел воспалением легких. Он болел только два дня, умер от простуды, потому что помог выжить девочке.  В ту ночь бушевал ветер, и шел дождь, так же как и в душе нашей героини. Погода была ужасная, но лист крепко держался за старый плющ, не выпуская его. Бермана нашли без сознания, его одежда и обувь промокли и были холодны. Позже нашли краски зеленого и желтых цветов, таких же цветов, как и наш лист и сдвинутую лестницу у его дома. А на холсте Бермана был нарисован тот темно-темно зеленый лист. Берман спас жизнь человеческую, но к глубокому сожалению, сам же ее лишился. С самого начала

О. Генри задумал счастливый конец, и пусть старый художник умер, но он оставил память о себе. Свой шедевр! Тот самый последний лист! Если бы не было писателя У. Сидни Портера, не было бы новеллы «Последний лист». Я первый раз в своей жизни попыталась написать рецензию на произведение большого мастера…

Осминина Анастасия, 6 класс, МБОУ СОШ № 197

Поставь лайк

up
Проголосовали 18 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image

Андреевская Мария