Back to top

Сокровищница истории

 

Посещая несколько месяцев «Школу юного экскурсовода» при Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», наша группа побывала на выездном занятии.

Это была возможность встретиться и пообщаться со своими ровесниками из 192 школы. Но главное, что нам особенно запомнилось – Музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей имени Николая Семеновича Симакова, существующий в школе уже почти девять лет.

 

После экскурсии, которая произвела на нас большое впечатление, мы побеседовали с юными экскурсоводами и руководителем музея, Отличником народного просвещения Тамарой Викторовной Мироненко. Это интервью – попытка узнать у педагога и ее подопечных, чем они живут, что ими движет…

Первые вопросы педагогу.

– Тамара Викторовна, когда началась работа над созданием музея и почему он носит имя Н.С. Симакова?

– В 1998 году от Новосибирского Союза бывших малолетних узников поступило предложение открыть в школе №192 Музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Началась творческая работа Совета музея школы и НСБМУ под руководством Самуила Рафаиловича Волка. На данный момент, это – уникальный, единственный за Уралом музей, посвященный малолетним жертвам фашизма. Музей открыт 11 февраля 1999 года и носит имя нашего земляка Николая Семеновича Симакова, который еще при жизни стал легендой. Н.С.Симаков в Бухенвальде был руководителем русского подпольного центра подготовки восстания.

 

– А почему было выбрано такое малоизученное направление, ведь эта тема долгое время считалась закрытой?

– Уникальность тематики музея вызвала большой интерес учащихся школы, педагогов, общественных организаций. Потребность в изучении данного исторического материала времен Великой Отечественной войны и создании музея обуславливалась еще и тем, что на территории области (на момент создания музея) проживало более трехсот пятидесяти человек – бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Их судьба долгое время после войны действительно являлась запретной темой для науки.

– А теперь вопрос к членам Совета музея. Какие материалы, находящиеся в вашем музее являются наиболее ценными?

Анастасия Соколенко, председатель Совета музея:

– Здесь их очень много. В музее собраны материалы о фашистских концлагерях и гетто, располагавшихся на территории Европы и нашей страны, хранятся воспоминания бывших малолетних узников о годах, проведенных в неволе у Бауэров и за колючей проволокой в концлагерях, немецких заводах и фабриках, а также их реликвии. Например, полосатые брюки узника Бухенвальда; подаренная в музей узником Бухенвальда Петром Степановичем Струцем, алюминиевая ложка, которой пользовалась в те годы малолетняя узница Зинаида Максимовна Изосимова.

Татьяна Рогожкина:

– Среди уникальных экспонатов музея хранятся пожелтевшие листки с адресами друзей – соратников, разделивших тяжелую долю узников концлагерей, которые хранил в своей обуви наш земляк – узник Бухенвальда, Матвей Григорьевич Шохирев; жетон с номером заключенного и названием лагеря, который всегда должен был висеть на шее узника. Среди реликвий есть листовка – «Обращение к детям оккупированных территорий» со стихотворением С.В. Михалкова, которое с затаенным дыханием слушают самые маленькие посетители нашего музея. В стихотворении в доступной форме рассказывается о целях, которые преследовал Гитлер, отдавая приказы сбрасывать бомбы на наши города и села. Эту листовку передала музею Алла Михайловна Зайдман.

Тамара Викторовна:

– Здесь же, среди экспонатов, находится небольшой шерстяной платок, которым Алла Михайловна накрыла плечи, чудом оставшись в живых после расстрела. С этим платком связана особая история…

Когда Минск, где жила семья Зайдман, заняли фашисты, всех евреев поместили в гетто и пришили на одежду желтые звезды. Вскоре город прошлось покинуть Алле с братом. Они поехали в деревню, жили у знакомых бабушки – помогали по хозяйству, работали в поле.

Однажды Алла решила навестить бабушку, которая оставалась в городе. По дороге в город она увидела огромную колонну людей, которую фашисты вели на расстрел. Алла увидела в колонне знакомых и закричала. Фашисты затолкнули девочку в середину колонны, в которой были старики, женщины и дети, и повели вместе со всеми. Вскоре немцы нашли ров и приказали всем раздеться. Когда людей стали выстраивать у огромной ямы, немец на секунду отвернулся. Но этого мгновения хватило, чтобы стоящая рядом с Аллой женщина столкнула девочку в яму. Алла упала, потеряла сознание. Очнулась в темноте среди мертвых. Рядом лежал платок, испачканный кровью. Девочка взяла его и накрыла плечи. Алла не помнит, как выбралась из ямы, как прибежала домой в деревню.

– Какие мероприятия, кроме экскурсий проводятся с привлечением этих материалов, с участием Совета музея?

Анастасия Соколенко:

– В школе регулярно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, бывшими узниками фашистских концлагерей на Уроках Мужества. 11 апреля – Международный день узника. В этот день в школу съезжаются бывшие малолетние узники, узники Бухенвальда. Приезжают гости из Польши, из Германии, из Израиля. Для них готовится праздничная программа. Учащиеся школы на основе материалов музея пишут исследовательские работы, рефераты, которые находят достойную оценку на городских и районных научно-практических конференциях.

– Ваше пожелание тем, кто еще думает начать заниматься в школьном музее, но опасается, что не хватит времени, что не получится, работу не оценят.

Антон Орлов:

– Бояться не нужно! Все получится, просто нужно правильно планировать свое время. У меня, например, получается совмещать серьезные занятия спортом, соревнования в различных городах России и участие в городской научно-практической конференции по музеологии. Именно в музее, изучая историю, мы с ребятами поняли и оценили, насколько у нас счастливое детство.

Наш разговор подошел к концу. Прощаясь с ребятами, мы пожелали им новых успехов.

Поставь лайк

up
Проголосовали 20 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image