Back to top

«Стоять», «сидеть», «голос»!

Как часто в школе вы сталкивались с оскорблениями или просто с повышением голоса от учителей? Задумывались ли вы, почему и зачем они это делают? В последнее время в моей жизни такие случаи участились. Чаще всего они сводятся к тому, какой ты «тупой» или что с тобой вообще не так.

Урок истории в моем классе уже год начинается только после того, как наша учительница расскажет, что с нами не так, какие мы все тупые и какими болезнями болеем. Сначала мы напрягались, потом нас это стало раздражать, а сейчас это вызывает только улыбку. Но мне стало интересно, зачем и почему учителя оскорбляют своих учеников. Для удовлетворения своих комплексов, от усталости или просто таким странным образом хотят привлечь внимание детей к себе и своему предмету?

Для начала стоит разобраться в том, можно ли учителю вообще кричать на ребёнка. Со стороны закона, конечно, нет. Но за исполнением такого закона вряд ли кто-то следит, поэтому в этот «конфликт» вмешивается уже моральная и психологическая стороны. Повышение тона, прежде всего, – сигнал того, что учитель не уверен в себе или боится. Но чего бояться учителю? Человек, который осознано выбрал профессию учителя, должен понимать, что дети будут выводить из себя и нужно уметь контролировать свои эмоции, чтобы не задеть их чувства. По результату исследования, проведенного Первым каналом, основной причиной пропусков уроков является плохое отношение учителя к конкретному ребёнку или всему классу в целом. Ведь когда на тебя кричат или оскорбляют, вряд ли захочется продолжать внимательно слушать учителя и поглощать материал. Учитель должен быть неоспоримым авторитетом, а не объектом общей ненависти.

С первого взгляда проблема может показаться однозначной, но что если поставить себя на место учителя?

На Дне самоуправления в школе я вела уроки у двух классов: 7 и 8. Урок с 8 классом вышел прекрасным. Дети были тихие и послушные. Вести урок у них было сплошным удовольствием. Урок с 7 классом показался мне настоящим адом. Ученики совершенно не слушали заготовленный нами материал, шумели и веселись. В какой-то момент мне и моей «напарнице» захотелось даже поднять голос на них. Тогда я поняла насколько неприятно, когда ты стараешься подготовить действительно интересный материал, а ученикам абсолютно все равно. Возможно, такое состояние класса в конечном итоге и может привести к оскорблениям.

Возможно, но это не так. В опровержение этой теории можно взять других учителей, которые совершенно не поднимая голос, заставляют внимательно слушать весь класс. У нас в школе тоже есть такие учителя и их немало. Например, учительница по литературе и учитель по географии.

Учительница по литературе настолько увлекает нас своим материалом, что шуметь или отвлекаться на посторонние вещи совершенно не хочется. Если на уроках кто-то и начинает шуметь, то хватает мягкого замечания или строгого взгляда.

Урок географии сам по себе не очень интересен многим ученикам. Но, как ни странно, у многих учеников нашей школы он является одним из любимых. Причина в том, что на уроке дается действительно нужный материал и общение с учителем происходит приятно и просто.

Поэтому я спросила у нашего учителя географии, Ивана Александровича Синицына, как сделать урок и предмет интересным для учеников. Вот советы, которые он дал:

1. Дети четко должны понимать, почему материал урока для них важен.

2. Изложение темы урока должно быть эмоциональным, веселым, с юмором.

3. Урок должен быть четко структурирован, материал должен излагаться доступным языком, громко и четко.

4. Урок должен быть живым, не утомительным, должна происходить смена форм деятельности от лекции к самостоятельной работе с источником информации (учебник, атлас) или практической работе.

5. Должна быть понятная непредвзятая объективная система поощрения/наказания за работу на уроке.

6. Учитель должен быть личным авторитетом для учеников (они должны его уважать, любить или бояться, желательно всё сразу).

7. Внешний вид и поведение учителя должны настраивать на работу, а не свободное времяпровождение :)

Также помогают фразы для привлечения внимания. Но не какая-то обычная фраза, вроде «ВНИМАНИЕ!!!», а личная, забавная фразочка самого учителя («Глазки на меня» и пр). Чаще всего после этой фразы следует интересная и важная информация, поэтому большинство учеников точно обратит внимание.

Мне кажется, что таких учителей должно быть гораздо больше, чем 3-4 на класс. Возможно, учителя волнуются за результаты наших экзаменов и поэтому поднимают голос. Но в атмосфере страха и напряжения знания усваиваются гораздо хуже, потому что, если ты не попал в число «любимчиков», то весь урок тебе приходится думать о том, как не разозлить того или иного учителя и ждать заветного звонка.

Но почему одних учителей слушают, а других нет?

Причина плохого или невнимательного отношения к учителю – его личная заинтересованность в предмете. Гораздо приятнее слушать преподавателя, который настолько увлечен своим предметом, что даже самым далеким от него ученикам, становится интересно. И такого учителя совершенно не хочется перебивать или выкидывать какие-нибудь «фокусы» на уроке.

К сожалению, на данный момент процесс учёбы, уроки больше похожи на дрессировку. Подросткам дают, «кидают» какие-то задания, работы, а они их делают по чётко выстроенной схеме. За нарушение в выполнении или за невыполнение задания следует крик. За хорошее выполнение – похвала. А учёба не должна походить на процесс дрессировки, она должна приносить удовольствие и давать нужные знания. Согласны?

Поставь лайк

up
Проголосовали 19 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image