Back to top

Учитель. Уроки жизни

Мы встречаем учителей на протяжении всей нашей жизни. Например, самыми первыми учителями для нас являются наши родители. В детстве они нас учат ходить, разговаривать, держать вилку с ложкой и так далее. Дальше нашим учителем может быть кто угодно: это может быть учитель в школе, тренер, даже ваш близкий друг может стать для вас учителем. Каких-то учителей мы помним до конца нашей жизни, каких-то сразу забываем. Одни учителя нас мотивируют, другие, наоборот, преподают так, что пропадает желание учиться. Некоторые учителя учат нас не только урокам математики, а что более важно, урокам жизни. Я хочу рассказать о таком учителе, который сыграл важную роль в моей семье.

Моя прабабушка – Башук Виталия Григорьевна – была учителем русского языка и литературы. Перед войной она окончила филологический факультет Московского государственного университета. Во время войны работала в газете корреспондентом. Моей маме она рассказывала, что самым интересным заданием в должности корреспондента было получить интервью у автора «Молодой гвардии» Александра Фадеева и написать статью о нем. В послевоенное время она преподавала в школах для рабочей молодёжи. В основном её учениками были молодые люди, ушедшие на войну со школьной скамьи и не успевшие доучиться. То есть это были люди, прошедшие войну, люди с непростой судьбой, но как же они рвались к знаниям! Почему же я выбрала именно мою прабабушку в качестве героя данного эссе? Все просто. Она научила многих членов нашей семьи «Читать». Что я имею в виду?

Читать умеют все: складывать слова из букв, прочитывать их вслух и читать выразительно. Но спроси их потом: «Что интересного было в книге,  кто из героев тебе понравился, и вообще что ты в целом можешь сказать о прочитанной книге?», чаще всего мы услышим ответ, лишенный заинтересованности, эмоциональности, личного мнения. И я понимаю, что передо мной не тот человек, с которым можно обсудить книгу, поделиться впечатлениями, узнать его личное мнение, не навязанное обществом. А так бывает важно найти такого собеседника.

«Писатель только начинает книгу. Читатель заканчивает её», – так сказал когда-то Сэмюель Джонсон – английский литературный критик, лексикограф и поэт эпохи Просвещения, чьё имя, по оценке «Британики», стало в англоязычном мире синонимом   второй половины XVIII века.

Мама мне рассказывала, как бабушка учила её читать. Моя прабабушка учила читать книгу так, что герои книги оживали, входили в твою жизнь. Читатель осуждал, оправдывал героев книги так, словно они были близкими, знакомыми ему людьми. Причем у неё был интересный подход. Сначала она спрашивала тебя о героях, когда ты подошел к середине книги. Молча выслушивала твои возмущения в адрес одного героя или восхищения в адрес другого, улыбалась и говорила: «Хорошо, поговорим, когда закончишь книгу». И вот потом, после прочтения последней страницы, мы с упоением начинали обсуждать героев и ситуации. И зачастую оказывалось, к герою вначале непонятому нами, осужденному даже, вдруг мы проникались уважением, сочувствием, а может быть и любовью. Каждый герой был объёмен, как сегодня бы сказали, эффект 3D. Ты слышал его голос, видел его лицо. И потом, когда, например, смотрел фильм, снятый по этой книге, хотелось спорить с режиссёром, что его герой совсем непохож на героя, «увиденного» тобой в романе.

Виталия Григорьевна учила читать так, чтобы ты приходил к мысли, что мир не чёрно-белый. Нет абсолютно плохих или абсолютно хороших людей. В каждом можно рассмотреть и «ангела» и «чёрта». И часто это умение «читать» влияло на мировоззрение её учеников. Этот навык делал жизнь не такой плоской и простой, пусть часто более сложной, но уж точно более интересной, насыщенной разными красками и оттенками человеческих поступков и характеров. Получается, что она учила не только читать, а прививала правила жизни. Те правила, которые являются самыми важными в социальной жизни человека: умение любить, прощать, сопереживать, не торопиться осуждать…

В своей жизни я тоже имела возможность встретить замечательных учителей, которые смогли влюбить меня в свой предмет и в процесс обучения в школе.

 Первым таким учителем была Наталья Александровна, которая, к огромному сожалению, уже не с нами. Она была моим наставником, проводником в мир русского языка и литературы. С ней я увидела красоту и богатство нашего родного языка и прониклась к нему любовью. Для меня она была больше, чем просто учитель. Она являлась для меня кем-то родным и близким, что я всегда берегла и ценила. Мы с ней разговаривали о её жизни, она задавала мне вопросы о том, кем я хочу стать, помогала мне в трудные моменты, а я всегда пыталась чем-то помочь ей. Меня всегда восхищало то, с каким желанием она проводила уроки, что в свою очередь рождало в нас интерес к её предметам. Наталья Александровна всегда пыталась донести до нас самые ключевые моменты темы урока, составляя различные схемы и таблицы, которые я использую до сих пор. Она нам дала огромную базу знаний, помогла ребятам развить грамотность и всегда хотела дать и давала максимум знаний.

И сегодня рядом со мной есть прекрасный учитель и наставник – Екатерина Васильевна. Она тоже учитель русского языка и литературы и благодаря ей я укрепляюсь в своей любви к этим предметам. Екатерина Васильевна работает с нами уже более двух лет и день ото дня в нас крепнет чувство восхищения и уважения к ней. С ней мы успеваем не только изучить программу, но и поговорить о чем-то ценном, важном, а иногда забавном. Между собой мы называем её Екатерина Великая. И в этом нет никакой насмешки, а скорее дружеское расположение и уважение.

Я уверена, что в жизни каждого должна быть встреча с человеком, который станет для него таким учителем. Учителем, который научит его простым и вечным правилам жизни! А это, наверняка, самое важное, что может дать настоящий учитель!

Поставь лайк

up
Проголосовали 112 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image