Back to top

Бутафоры, люди-невидимки и слуги злодея  

Странные треугольные существа на расстоянии в двадцати метрах от меня издавали непереводимые в письменную речь звуки. Они визжали, подскакивали на тоненьких ножках и бежали с громким свистом. Мне даже показалось, что они – слуги какого-то злодея… К счастью, это не было галлюцинацией или кошмарным сном. Так выглядел фрагмент репетиции спектакля «Новый год в замочной скважине» в Новосибирском областном театре кукол. А репетиция была частью мастер-класса «Как готовить репортаж с культурного события?», который организовал для юнкоров города Новосибирска городской проект «Медиасреда». Он был насыщенным и давал возможность и новые знания получить, и понять внутреннее устройство театра.

Место, где рождаются куклы

Это было небольшое светлое помещение. Там сидели три женщины, которых гордым и непонятным словом «бутафоры» назвала Евгения Буторина, заведующая литературной частью театра кукол и наш экскурсовод. Если честно, до этой экскурсии я вообще думала, что этих кукол делают машины на фабрике.

Грустно, что все овации и лавры достаются именно актерам-кукольникам, а бутафоры остаются в тени. А зря: ведь именно бутафоры занимаются производством кукол, а без кукол ни один спектакль в этом театре не состоялся бы. Это по-настоящему замечательные люди, которые не выходят кланяться и которым не дарят цветы. Я озвучу вам их имена. Юрий Юрин, Александр Корытный, Зинаида Федораева, Любовь Короткова, Надежда Волкова, Елена Касьянова, Виктор Бурмистров и Антон Кышлару. Это – настоящие волшебники.  Именно они из нескольких кусочков папье-маше делают сложный, почти что живой механизм. Да, вы не ослышались – именно из папье-маше, из которого делали детских куколок в Советском Союзе. Время прошло, и теперь это не просто перемешанная с водой бумага, а самая настоящая магия. Все дело в том, что папье-маше может легко имитировать любой материал – глину, дерево и много что еще. Зачем это надо? Попробуйте поднять руку вверх, на угол 90 градусов. Подняли? А теперь сгибайте и разгибайте указательный палец. После этого потеребите все пальцы друг с другом. Попробуйте поделать так хотя бы пять минут, при этом не сгибая руку. Вы устали. Теперь опустите руку и сгибайте-разгибайте локоть. Повторите эти движения в течение пяти минут. Устали? Безусловно. А актер делает так по 30-40 минут, если не по часу. И если бы ему помимо этого приходилось таскать 10-15 килограмм (а иногда деревянная или глиняная кукла может весить и больше), то это делало бы его работу в разы сложнее. Я поняла, что в театре важна взаимовыручка, важна забота друг о друге. И бутафоры это прекрасно понимают. Я видела, с каким усердием и заботой они делают этих кукол. Они максимально бережно вырезают ненужное, внимательно прошивают иголкой каждый сантиметр кукольного костюма. Они стараются сделать так, чтобы кукла была не только безопасной, но и красивой. Это очень кропотливый труд. Во-первых, в нем участвуют сразу несколько человек. А во-вторых, на производство одной куклы уходит около месяца, а то и больше. Посчитайте, сколько спектаклей каждый день и умножьте 30 дней на количество спектаклей. Огромное число. И при этом каждая кукла не должна повторяться. Бутафору нельзя взять куклу из другого спектакля, заменить одежду, и нате вам – вместо Снегурочки Баба-яга! У каждой куклы своя душа, своя энергетика. Она отличается в зависимости от персонажа. И если персонаж, которого играет кукла, положительный, то душа у куклы добрая. И наоборот. Куклы способны перенимать часть души, мыслей и чувств бутафора.  Так что в следующий раз, придя в Театр кукол, скажите им спасибо за то, что они умеют оживлять неживое.

Новый год в замочной скважине 

С этого спектакля я начала свой текст. Я знаю, что любой спектакль – это кропотливая работа, ведь я сама занималась в театральной студии с 9 лет. А где есть работа, там есть смысл. Так вот, смысл этого спектакля в том, что не надо искать чуда. Знаете почему? Потому что чудо находится в ваших руках, так считает режиссер спектакля Анастасия Неупокоева.

По сюжету три клоуна отправляются путешествовать в разные страны в канун Нового года. Они видят, как празднуют европейский новый год, китайско-вьетнамский и африканский. Я думаю, что эти треугольные существа из африканского, ведь африканский язык состоит практически из криков и гласных. Я не могу точно знать – Театр кукол до премьеры держит героев и сюжет в тайне. Если кому-то хочется узнать о чем же будет этот спектакль, бегите покупать билеты. И побыстрее – эту премьеру ждут многие.

Но спектакль – это не репетиция. Спектакль – гладкий, почти что идеальный. Репетиция полна ошибок и веселья. На репетиции слышен голос режиссера, который поправляет какие-то действия актеров. И это было по-настоящему завораживающе – увидеть ту самую обратную сторону театральной монеты. В детстве у меня даже была такая мечта. Мечта сбылась, и все оказалось также, как я думала. Долгий, муторный процесс, в котором нужно по тридцать раз делать одно и то же. И как им не надоедает? Мне кажется, если бы я вышла на эту сцену, я бы уже после третьего прогона начала психовать. Все же артисты театра кукол – это люди с натренированной нервной системой.

Стать человеком-невидимкой

Именно это главное качество журналиста, который снимает видеорепортаж с культурного события. Никто не должен понять, что ты журналист, не должен отвлекаться на тебя. Ты нужен здесь не для того, чтобы посветиться «смотрите, какой я крутой», а для того, чтобы снять материал. Именно к такой мысли я пришла после того, как прослушала спикеров.  В их числе Марина Шабанова, Заслуженный работник средств массовой информации Новосибирской области, культурный обозреватель газеты «Ведомости»; Алексей Кудинов, тележурналист, культурный обозреватель; Павел Мирошников, ведущий оператор службы информации телевизионной станции «СТС-МИР», неоднократный лауреат городского конкурса «Новосибирск глазами СМИ». Все они рассказали нам о том, как правильно снимать культурное событие – выставку, показ фильма или спектакль. Представляю топ лайфхаков от наших спикеров:

• Выключайте вспышку на камере. Это нужно для того, чтобы зрителям ее свет не попадал в глаза, и они не отвлекались от самого главного – от культурного события.

• Снимайте переходами «от частного к общему». Это значит, что не нужно снимать одно и то же. Сняли 10 секунд сцены, экскурсовода или экран. Теперь снимайте небольшими нарезками зрителей, не зацикливаясь на одном. Одна и та же картинка наскучивает, мусолит глаза и приносит мало понимания о том, что было. Даже вам самим гораздо интереснее будет смотреть на то, как этот спектакль ощущали три человека, чем смотреть на одного.

• Смотрите на событие через объектив. Разберем на примере: вы на экскурсии по выставке картин Ильи Репина. Увидели, как какой-то ребенок задает вопрос? Тотчас же наводите на него камеру. Увидели, как бабушка нахмурила брови? Теперь она объект вашей съемки. Всегда будьте начеку, всегда смотрите на событие. И ни за что не отвлекайтесь на что-то «важное» – мессенджеры, телефонные разговоры, птицы за окном. В данный момент самое важное – снять хороший материал. Расставьте приоритеты и будьте наготове.

Поставь лайк

up
Проголосовали 8 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image