Back to top

По разные стороны баррикад?

Как урегулировать конфликты между учениками и учителями?

У кого в школе не было конфликтов с учителями? То учитель поставил несправедливую двойку, то слишком строг. Аналогично с учениками - и не уважают, и не слушаются, еще и материал плохо знают. Однако, мало кто рассматривал эту проблему как-то кроме «как он может, такой-сякой!» А где может быть более удачное место для непредвзятого и подробного рассмотрения этого вопроса, как не в школьной газете?

Начнем с простого из-за чего случаются конфликты? Первым делом на ум приходят оценки, по мнению ученика, выставленные несправедливо. И вот, кажется, нерешаемая проблема: мало какого ученика удастся убедить, что его «тройка» или «двойка», а в некоторых случаях и «четверка», поставлена нечестно. Однако часть опрошенных учеников предлагает своим собратьям решение: поставить себя на место учителя и непредвзято оценить свою работу. Вот и получается обоюдно полезный результат: и ученик понимает, над чем ему поработать, и учитель не беспокоится и, возможно, даже будет готов пойти навстречу. Хотя, если подробнее рассмотреть вопрос смены позиций учитель - ученик, идея некоторым покажется абсурдной - со стороны ученика невозможно оценить свою работу абсолютно объективно. Что тогда делать? Самое простое и естественное решение - пойти на контакт с педагогом, только не для выдвижения претензий, а для действительного понимания вопроса и нахождения компромисса.

Иногда учителя мечтают о том, чтобы ученику были интересны его отметки - ведь к таким предметам, как биология, история, обществознание и так далее (сдающими и мечтающими связать жизнь пренебречь) отношение чаще всего, мягко говоря, несерьезное. Подумаешь, посидели сорок пять минут, о чём-то поговорили, поиграли в телефон. И с этим бороться уже гораздо труднее. Опрошенные учителя уверены, что индивидуальный подход способен искоренить подобное отношение, а ученики добавляют - относительно непринужденная и необычная форма проведения урока увеличит интерес к предмету, и проблема наплевательского отношения исчезнет.

Львиная доля учительских протестов относится к тому, что в дневниках называется «плохое поведение». И с этим, казалось бы, невозможно сладить, особенно - в случае более старших, «обнаглевших», ребят. Однако, у учителей - участников опроса - есть решение, кстати, успешно действующее: уважение ученика как личности и приятие его как взрослого, сформировавшегося человека. Школьный психолог уверена, что поведение - есть ни что иное, как результат, и педагог должен реагировать именно на причину этого поведения и работать уже с ней.

Правда есть весьма оригинальная точка зрения - конфликты нельзя изжить, и они есть ни что иное, как «вечная проблема "Отцов и детей"», а учительский тоталитаризм имеет право существовать. Что ж, возможно! Только вряд ли подобная точка зрения будет принята читателями нашей газеты и теми, кто хочет существовать в школе без конфликтов.

К чему мы пришли? Конфликты между учителями и учениками, разумеется, можно и нужно решать. Однако, для этого следует не бояться обсуждать их, уметь смотреть на ситуацию непредвзято и трезво, быть готовым исправляться самому и предлагать новые пути оппоненту, уважать его и его мнение, подходить к нему, исключая статус, как к человеку, а главное - четко уяснить для себя, что ученик и учитель не стоят, не стояли и никогда не должны стоять по разные стороны баррикад: у них общее дело и общая цель - образование.

Поставь лайк

up
Проголосовали 18 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image